предыдущая версия сайта

Zundapp K800

Мототехника
Zundapp K800
Этот классический немецкий мотоцикл считается одним из самых красивых мотоциклов в истории. Он отличается редко встречающимся на мототехнике четырехцилиндровым оппозитным двигателем. В середине 30-х К800 был вершиной производственной линейки, топ-моделью, красой и гордостью успешной в те времена мотоциклостроительной компании Zundapp из Нюренберга.

Фирму Zundapp в конце Первой мировой войны, в 1917 году учредил предприниматель Фриц Ноймайер совместно с оружейным концерном Krupp. Полностью предприятие звалось Zunder und Apparatebau G.m.b.H, и торговая марка «Цюндапп» получилась в результате сокращения слов «Цюндер унд Аппаратенбау» (взрыватели и аппаратура). Первоначальный капитал Ф. Ноймайер зарабатывал производством востребованных в военное время взрывателей для артиллерийских снарядов. Но после Версальского мирного договора последовала демилитаризация промышленности Германии, и хозяин набиравшей силу компании переключился на производство мотоциклов, сделав первую модель по образцу английского Levis.

Фрица Ноймайера можно считать одним из последователей рыночной философии Генри Форда, которая заключалась в массовом производстве недорогой, доступной человеку с любым уровнем достатка техники. Под рекламным девизом «Мотоцикл для каждого» (Motorrad fur Jedermann) на протяжении 20-х годов Ноймайер выводил на рынок одну модель мотоцикла за другой. К 1924 году он отказался от покупных двигателей в пользу изготовленных силами своей компании. В тот год было изготовлено и продано 10 тысяч мотоциклов. В 1928 году Ноймайер построил на окраине Нюренберга новый мотозавод, с конвейера которого сходило 4200 мотоциклов в месяц, и стал самым крупным в Германии производителем мототехники. 

Накопленные опыт и капитал позволили компании Zundapp пережить очень тяжелый экономический кризис начала 30-х годов, который привел к обвальному снижению спроса на мотоциклы и кончился роковым для Германии приходом к власти нацистов. Как раз в 1933 году ведущими конструкторами на заводе Ноймайера стали братья Рихард и Ксавьер Кюхены. В кратчайшие сроки, к Берлинской выставке, они предложили целую серию из шести новых моделей с моторами различного литража: бюджетные двухтактные Derby и К200, двухцилиндровые четырехтактные «оппозиты» К400 и К500, четырехцилиндровый четырехтактный К600. И венчал эту линейку самый мощный мотоцикл К800 с четырьмя цилиндрами. Все четырехтактные моторы были нижнеклапанные. Буква "К" в индексе обозначала, что у данного мотоцикла привод ведущего колеса осуществляется не цепью, а карданным валом. Новые модели, созданные под руководством Кюхенов, отличались четырехступенчатой коробкой передач, а, главное, сваренной из штампованных деталей дуплексной рамой по типу BMW. Конструкция ходовой части новых мотоциклов, в том числе К800, представляла собой типичный для 30-х годов набор технических решений. Вилка была рычажная, с подвеской на двух пружинах. Заднее колесо подвески не имело, а жестко крепилось к раме. Мотоциклист сидел в обычном кожаном седле и пассажира мог посадить только на штампованный стальной багажник.  

Зато двигатель К800 представлял собой настоящий шедевр технической и даже дизайнерской мысли. По литражу и мощности он был достоин скорее небольшого автомобиля, чем мотоцикла. Два блока цилиндров, покрытых ребрами воздушного охлаждения, справа и слева выглядывали из высокого литого картера. Прямо под цилиндрами выделялись характерные щитки подножек. Спереди из цилиндров выходили обычные рожки выпускных труб, зато вторая пара выпускных труб позади блоков цилиндров, находившаяся прямо возле ног мотоциклиста, поражала воображение удивительной формой защитных кожухов. Около заднего колеса обе выпускные трубы каждой стороны сходились во внушительные и красивые трубы глушителей.

Передняя объемная крышка картера покрывала установленный вертикально распределитель зажигания (трамблер), катушку и другие навесные узлы. Между ним и цилиндрами находился компактный отсек установленных вертикально шестерен, приводивших распределительный вал и расположенный сверху в высоком выступе литого картера генератор.  Позади картера находился карбюратор. Особый шик внешности К800 придавали верхняя хромированная половина 15-литрового овального бензобака или декоративные «капли» на боковинах рамы сзади.

Элитная модель К800 благополучно дожила в производстве до 1940 года. Во время войны  Zundapp выпускал тяжелые армейские мотоциклы с коляской, у которых ряд узлов сделали взаимозаменяемым с военными мотоциклами BMW. В сложный период после поражения Германии мотоциклетное производство в Нюренберге сохранилось, но часть мощностей предприятия пришлось отдать под выпуск совсем иных механизмов, например мукомольного оборудования. В начале 50-х бизнес на бюджетных двухколесных машинах снова пошел в гору. Фирма Zundapp выпускала мопеды, мотороллеры, скутеры (в те годы их звали мофами), недорогие мотоциклы, и даже пробовала свои силы в автомобилестроении. Немало успехов заводская гоночная команда достигла в мотоспорте. Разорился Zundapp в 1984 году, а все его оборудование куплено и вывезено китайцами, которые используют его по назначению до сих пор.

Фотогалерея


Техническая характеристика

 
Число мест 1
Габаритные размеры нет данных
Колесная база 1405 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, нижнеклапанный.
Рабочий объем 796 см3
Мощность 22 л.с. при 4000 об/мин.
Масса 193 кг
Максимальная скорость 125 км/ч
Расход топлива 6,9 л/100 км.


Поделитесь с друзьями: