предыдущая версия сайта

М-72

Мототехника
М-72
Накануне Великой Отечественной войны в СССР был принят к производству рассчитанный на большие объемы выпуска тип тяжелого мотоцикла с коляской. Он предназначался для создания в Красной армии мотоциклетных частей и подразделений, а также для замены прежних моделей тяжелых мотоциклов - ТИЗ АМ-600, ПМЗ-А750, Л-600. В результате экономического сотрудничества с гитлеровской Германией(!) уже после подписания «Пакта Молотова-Риббентропа» Советский Союз официально купил лицензию на выпуск немецкого мотоцикла с коляской класса 750 см3 BMW R71 с двухцилиндровым оппозитным четырехтактным нижнеклапанным двигателем. Правда, комплекта технической документации советские конструкторы так и не получили - чертежи большинства деталей и оснастку для их изготовления пришлось готовить путем тщательного обмера деталей закупленных образцов. Адаптацией немецкого мотоцикла к технологиям советской промышленности занималось КБ московского завода «Искра», которое возглавлял Н.П. Сердюков.

В СССР мотоцикл получил марку М-72. Выпускать такие транспортные средства планировали на заводах в Москве, Ленинграде, Харькове. Вероятно, буква М как раз означала Московский велосипедный завод, расположенный в районе Кожухово в южной части столицы. Он перед войной считался головным предприятием по производству М-72. Однако осваивали передовые по конструкции узлы и агрегаты мотоцикла более мощные предприятия автомобильной промышленности. Например, двигатели выпускал ЗИС, коробки передач - КИМ, коляски поступали из Горького с ГАЗа. Для выпущенного параллельно в Харькове М-72 двигатели собирал... Киевский завод медицинских инструментов. В то же время в Ленинграде, на «Красном Октябре», где был накоплен почти 10-летний опыт производства мотоциклов, с освоением производства новейшей модели сумели справиться наиболее успешно.

Общими усилиями в январе 1941 года наладить выпуск М-72 удалось, и он был принят на вооружение Красной армии. Современные историки иногда сравнивают начало выпуска М-72 с постройкой ВАЗа - и в том и в другом случае советская промышленность освоила современную европейскую массовую модель, рассчитанную на невиданные прежде объемы производства, при этом значительно более передовую, чем все прежние отечественные машины. Только если в Тольятти начала 70-х появился чисто гражданский автомобиль, то мотоциклетные заводы начала 40-х создали боевой мотоцикл, сыгравший существенную роль в обороне страны. Именно появление М-72 позволило сформировать в Красной армии высокомобильные мотоциклетные части. Например, существовали подразделения, в которых парой служили два экипажа на двух мотоциклах. Первый экипаж перевозил в коляске 82-миллиметровый миномет, а второй - снаряды к нему. Мотоциклы с коляской широко применялись для разведки и патрулирования. Таким образом, Красная армия получила такой же род войск, какой был давно и хорошо организован у основного противника - Вермахта.

В М-72 было воплощено много технических решений, которые прежде на советских мотоциклах не применялись: дуплексная рама, телескопическая передняя вилка, пружинная подвеска заднего колеса. Крутящий момент на ведущее колесо передавался не цепью, а карданным валом. Новинкой стало ножное переключение передач - под правой ногой мотоциклиста появился рычаг с шишечкой на конце. Современная машина требовала модернизации технологии производства. Например, заводам пришлось учиться отливать сложные картеры двигателя и коробки передач из алюминиевых сплавов, налаживать прокат труб переменного сечения для рамы. Технологией нарезки конических шестерен главной передачи «Глисон» перед войной владели только ЗИС и ГАЗ.

Советский мотоцикл отличался от немецкого прототипа несущественными, но формирующими внешний облик навесными деталями. У него заметно крупнее бензобак, иные по форме крылья, отечественные приборы электрооборудования.

Отдельная тема - оппозитный двигатель, у которого из-за конструкции коленчатого вала левый цилиндр на 39,2 мм смещен вперед относительно правого, а за питание каждого из цилиндров отвечает отдельный карбюратор. Мотор работал исключительно мягко и тихо для мотоцикла. У М-72 в виде одиночки шума двигателя при езде практически не было слышно, он подавал голос только у мотоциклов с коляской. Нижнеклапанный мотор с низкой степенью сжатия  обладал эластичностью и неприхотливостью к качеству топлива.

Пик крутящего момента на низких оборотах улучшал тяговые качества и проходимость мотоцикла, динамику разгона на шоссе. Оппозитная компоновка с одной стороны обеспечивала низкий центр тяжести мотоцикла и устойчивость к падению, с другой стороны, делала мотор шире, чем положено - на бездорожье цилиндры порой задевали за кочки и корни деревьев, мешали мотоциклисту в опасной ситуации избежать падения, резко выбросив в сторону ногу. Тем не менее, оппозитная схема отличала моторы всех послевоенных отечественных тяжелых мотоциклов, а в 50-е годы в НАМИ предпринимались попытки использования двигателя типа М-72 на опытных малолитражных автомобилях.  

С началом войны все три завода пришлось эвакуировать. Московский - в уральский Ирбит, ленинградский и харьковский - в Горький. В результате, на территории завода «Красная Этна» возник Горьковский мотоциклетный завод. Он успешно выпускал М-72 в конце войны и после Победы. Но в 1949 году правительство приняло решение перепрофилировать Горьковский мотоциклетный, а выпуск необходимых стране М-72 передать в Киев, где первые М-72 сошли с конвейера только в 1951-м. Основным производителем М-72 оказался Ирбитский завод. Туда же перевели из Москвы Конструкторское бюро, отвечавшее за дальнейшее усовершенствование мотоцикла. После войны производство колясок тоже передали из Горького в Ирбит.

В конце 40-х и начале 50-х М-72 много раз модернизировали, причем в Ирбите вводили свои изменения, а в Киеве - свои. На базе М-72 было разработано и построено немало спортивных мотоциклов. После 1956 года Ирбитский завод производил существенно модернизированные М-72М, а Киевский - сначала М-72Н, а затем - К-750. Если на Урале уже в 1961 году на смену М-72 пришел мотоцикл «Урал» М-61 с верхнеклапанным двигателем, то в столице Украины нижнеклапанный «оппозит» дожил на конвейере до 80-х годов.  

Техническая характеристика

 
Число мест 2-3
Габаритные размеры 2400х825х1000 мм (одиночка)
Колесная база 1400 мм
Ширина и колея с коляской 1650х1200мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, нижнеклапанный
Рабочий объем 746 см3
Мощность 22 л.с. при 4600 об/мин
Масса 187 кг (одиночка) 380 кг (с коляской)
Максимальная скорость 120 км/ч
Расход топлива 8 л/100 км


Поделитесь с друзьями: