предыдущая версия сайта

Урал ИМЗ 8.103 милиция

Мототехника
Урал ИМЗ 8.103 милиция
В течение многих лет основным рабочим транспортом советских милиционеров оставался тяжелый мотоцикл с коляской. Если заказчиком номер один тяжелых мотоциклов считалась армия, то заказчиком номер два стабильно и законно выступала милиция. Сотрудники патрульно-постовой службы объезжали на мотоциклах с коляской городские кварталы и парки. Инспекторы ГАИ патрулировали на мотоциклах автомобильные дороги. В одной и той же коляске приходилось возить то пьяных и правонарушителей, то следователей и оперативников. В дождь милиционерам-водителям приходилось укрощать непростой в управлении мотоцикл с коляской на скользком асфальте, а зимой - ездить верхом на мотоцикле в любой мороз и по любому гололеду, кутаясь в форменный тулуп и валенки. Также требовалось уметь уверенно завести в любые холода оппозитный двигатель с воздушным охлаждением. В 70-80-е годы на смену мотоциклам начали приходить патрульные автомобили, обеспечившие милиционерам комфортабельные условия езды, но окончательно пересадить основные подразделения милиции с мотоцикла на автомобиль удалось только в начале XXI века.

В послевоенные десятилетия органам правопорядка служили массовые ирбитские и киевские мотоциклы М-72, затем - К-750. В середине 60-х им на смену начали приходить новые модели «Уралов» с верхнеклапанными двигателями. К началу 70-х по распоряжению нового Министра внутренних дел СССР Н.А. Щелокова была введена яркая специальная окраска милицейских автомобилей и мотоциклов, комбинированная из крупных поверхностей желтого и синего цветов.

В Музее представлен милицейский мотоцикл «Урал» позднего выпуска 1989 года, как раз дослуживший в гараже одного из подмосковных УВД до начала нового века. Основой этой модели ИМЗ-8.103 послужил мотоцикл серии «Урал-3» образца 1976 года, изначально называвшийся ИМЗ-М-67-36П. Буква П обозначала патрульный вариант, на конвейере окрашенный в желтый и синий цвета и оснащенный кронштейнами под установку рации. Также модификации для милиции отличалась от гражданской типом сиденья. Если у базового «Урала» оно выполнялось в виде цельной подушки, то у патрульного осталось два раздельных седла, взятых от прежних моделей мотоциклов.  

Мотоциклы «Урал-3» М-67 отличались от своих предшественников 60-х и начала 70-х рядом конструктивных особенностей. Во-первых, на базовой модели ввели систему электрооборудования с автомобильным напряжением 12 вольт вместо мотоциклетных 6. На милицейской модификации это позволило без дополнительных переделок применять те же рации, громкоговорители и спецсигналы, какими комплектовали патрульные автомобили. Иногда в гаражах МВД на коляску мотоцикла спереди сверху устанавливали сигнально-громкоговорящее устройство, состоящее из рупора и установленной на него «мигалки» - проблескового маячка. Такое же, как на крышу автомобиля. Измененной электросхеме соответствовал новый генератор переменного тока мощностью 150 Вт с выпрямительным блоком и новым кронштейном крепления к двигателю.

Кроме того, «Урал-3» М-67 отличался от прежних моделей рамой. Например, стойки крепления задней маятниковой вилки перенесли на 20 мм назад. Это позволило при ремонте снять коробку передач и заменить муфту кардана, не снимая двигатель с мотоцикла. Также увеличенное расстояние позволило укомплектовать «Урал» коробкой с передачей заднего хода. Индекс М-67-36 указывал на форсированный до 36 л.с. двигатель. Также на М-67 был внедрен двухкулачковый передний тормоз.

Ради удешевления производства и уменьшения номенклатуры запчастей, в 70-х было решено унифицировать уральские и киевские мотоциклы, конструкция которых долгие годы развивалась по отдельности друг от друга. Двигатель в сборе, сцепление, коробку передач, переднюю вилку, приборы электрооборудования, колеса в сборе, амортизаторы, коляску «Урала» М-67 сделали одинаковыми или взаимозаменяемыми с теми же узлами «Днепра» МТ-10. А в 1986 году на «Урале» ввели в серийную конвейерную комплектацию коробку передач с задним ходом, и тогда ему присвоили индекс по новому ГОСТу ИМЗ-8.103.

Выпускавшиеся в Ирбите в 2000-х годах модификации основывались на конструкции «Уралов» времен Развитого Социализма - М-67-36 и ИМЗ-8.103.

Фотогалерея


Техническая характеристика

Число мест 3
Габаритные размеры 2580х1700х1100 мм
Колесная база 1450 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, верхнеклапанный
Рабочий объем 645 см3
Мощность 36 л.с. при 5200 об/мин
Масса 350 кг
Максимальная скорость 105 км/ч
Расход топлива 8 л/100 км


Поделитесь с друзьями: