предыдущая версия сайта

СМЗ С3Д

Мототехника
СМЗ С3Д
В начале 60-х головной институт советской автомобильной промышленности НАМИ предложил заменить моторную коляску Серпуховского завода полноценным мини-автомобилем, меньшим по размеру и мощности, чем «Запорожец» ЗАЗ-965. В 1962-1963 годах был представлен вполне работоспособный прототип «Спутник» НАМИ-086, пригодный как для инвалидов, так и для здоровых людей. Но для освоения его выпуска правительство, возглавляемое Н.С.Хрущевым, в очередной раз не выделило средств. Однако мотоколяска С3А с дорогим трубчатым каркасом кузова тоже наглядно демонстрировала убыточность своего производства. Поэтому, уже при новой власти в 1967 году ей начали готовить более удобную для производственников замену с цельнометаллическим несущим кузовом. 

Осуществить замену базовой модели мотоколяски Серпуховский завод сумел 1 июля 1970 года. Кузов новой «инвалидки» С3Д отличался не только несущей силовой схемой. Он сваривался из простых дешевых штампованных панелей нехитрой формы. В отличие от предшественника, получил жесткую металлическую крышу вместо брезентового верха. Высокие стекла с тончайшими стойками обеспечили идеальную обзорность. Арматура кузова осталась на низшем уровне: раздвижные стекла дверей, примитивные замки и петли. Зато спереди появился небольшой багажник.

При этом удалось использовать ряд деталей от «взрослых» советских автомобилей. Например, кабина отапливалась бензиновой печкой-«автономкой» от ЗАЗ-965. Перевод напряжения бортовой сети с мотоциклетного напряжения 6 вольт на автомобильные 12 вольт позволило использовать фары и стеклоочиститель от ЗАЗ-965, подфарники от ЗАЗ-966, задние огоньки от грузовиков, генератор от «Москвича».

Двигатель так и остался одноцилиндровым. Правда, уже не от ИЖ-56, а от его наследника, мотоцикла 70-х ИЖ-Планета-3. Многочисленные просьбы инвалидов установить более мощный двухцилиндровый мотор серии ИЖ-Юпитер завод упорно игнорировал. Изменилась задняя подвеска - она получила новую кинематическую схему рычагов и торсионы вместо пружин. Благодаря применению цилиндров тормозной системы от более тяжелого автомобиля «Запорожец», получились исключительно эффективные тормоза.

Система рычагов управления сцеплением, тормозом и газом не отличалась от прежней мотоколяски С3А. Здорового автомобилиста она ставила в тупик, а инвалиду, поездившему на коляске прежнего поколения, не приходилось переучиваться. 

Срок выпуска С3Д оказался очень долгим. Мотоколяска пережила распад Советского Союза и прекращение производства «Запорожца» на ЗАЗе.  На смену ей, в конце концов, все-таки пришел полноценный автомобиль «Ока», но несколько лет С3Д изготавливали параллельно с ним. Последние мотоколяски в Серпухове собрали в 1997 году. Поздние (с конца 80-х) выпуски отличались соответствующими европейским нормам безопасности приборами электрооборудования, которые незначительно изменили внешний вид.

Техническая характеристика

Число мест 2
Габаритные размеры 2825х1380х1300 мм
Колесная база 1700 мм
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный ИЖ-Планета-3
Рабочий объем 346 см3
Мощность 14 л.с. при 4000-4600 об/мин
Снаряженная масса 498 кг
Максимальная скорость 55 км/ч
Расход топлива 5,5 л/100 км


Поделитесь с друзьями: