предыдущая версия сайта

ГАЗ-13 "Чайка"

Гражданские автомобили
ГАЗ-13 "Чайка"

В средине 50-х годов конструкторы Отдела легковых автомобилей КЭО ГАЗ завершили разработку автомобиля «Волга», который пришел на смену «Победе», и вплотную занялись новым автомобилем представительского класса, будущим наследником ЗИМа ГАЗ-12. В то время в легковом КБ ГАЗа уже сформировался коллектив конструкторов, которым мы обязаны обликом целого ряда горьковских автомобилей. Возглавлял отдел Н.А. Юшманов, в недавнем прошлом ведущий конструктор ЗИМа. В работе над новой моделью, получившей по порядку номер ГАЗ-13, принимали участие такие известные конструкторы, как В.С. Соловьев, Г.А. Пономарев, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенок, М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д.Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте.

В памяти этих людей оставался опыт проектирования ГАЗ-12, когда ради применения не очень мощного (90 л.с.) 6-цилиндрового «грузового» двигателя пришлось проектировать максимально облегченный несущий кузов больших габаритов. На этот раз создатели будущей модели высокого класса решили пойти традиционным путем - поставить кузов с более просторным, чем в ЗИМе, салоном на раму, а двигатель сделать в духе американского автомобилестроения и впервые в Советском Союзе V-образным, 8-цилиндровым. Конечно, планировалось, что в дальнейшем упрощенные модификации этого мотора найдут применение на перспективных моделях грузовиков, автобусов, военных машин. Если прежде легковой двигатель ГАЗ-12 создавали на базе грузового ГАЗ-51, то на этот раз получилось наоборот - сначала мотор легковой машины высокого класса, а затем двигатель грузовика. Для ГАЗ-13 сделали максимальный рабочий объем 5526 см3 и четырехкамерный карбюратор, а на грузовой модификации ГАЗ-53 литраж уменьшили до 4250 см3, понизили степень сжатия и применили простой двухкамерный карбюратор, унифицированный с карбюраторами «Волги» и «Москвича». В результате автомобиль ГАЗ-13 по сравнению с предшественником стал мощнее на целых 105 л.с. Такой запас мощности позволил не бояться увеличения массы шасси и кузова, а главное, применить автоматическую коробку передач гидромеханического типа, конструкция которой в 50-е годы предусматривала неизбежность потери мощности двигателя.

Тем не менее, рамное основание автомобиля тоже решили сделать как можно более легким. Поэтому вместо традиционной рамы лестничного типа с правым и левым продольными лонжеронами основой ГАЗ-13 стала так называемая Х-образная рама с одним мощным центральным хребтовым лонжероном и расходящимися «рогатинами» лонжеронов спереди и сзади. Кстати, наличие рамы позволило безболезненно строить на базе «Чайки» парадные кабриолеты и специальные автомобили для кинооператоров.

Кузов сохранил традиционные для советских представительских машин три ряда сидений со складными страпонтенами посередине. Только у базовой модели «Чайки» ГАЗ-13 совсем не было никакой перегородки за передним сиденьем. Даже у ЗИМа и будущей «Чайки» ГАЗ-14 вваривалась силовая перегородка высотой со спинку переднего сиденья - она не разделяла пассажиров, а усиливала несущий кузов. Правда, по специальным заказам ГАЗ штучно строил лимузины на базе «Чайки», у которых салон. Как в ЗИСе и ЗИЛе, разделялся остекленной перегородкой. Переднее сиденье ГАЗ-13, подобно «Волге» ГАЗ-21, выполнено в виде цельного регулируемого дивана.

Дизайн первой «Чайки» - произведение знаменитого горьковского художника-конструктора Льва Еремеева. Распространено мнение, будто внешний облик ГАЗ-13 «скопирован» с американского автомобиля Packard Caribbean. Это неверно. От Packard в «Чайке» остались только общие очертания кузова (что вполне закономерно для автомобилей разных марок, появившихся в одно время) и характерные козырьки фар. Все остальное у ГАЗ-13 полностью оригинальное. Ни одна американская компания не додумалась бы сделать сложнейшую радиаторную решетку с отверстиями в форме «галочек», украсить капот и багажник эмблемами в форме летящих птиц. Не было у Packard и «вздутых» в стиле ГАЗ-21 задних крыльев, а уж огромные стреловидные боковые молдинги, напоминающие опущенные крылья птицы, вообще не имели никаких иностранных аналогов. Наконец, у ГАЗ-13 оригинальная форма остекленной надстройки «фонаря» кузова: в целом похожая на многие автомобили конца 50-х, а в частности - состоящая из своих собственных элементов.

Наличие на автомобиле гидроусилителя руля, гидровакуумного усилителя тормозов, электрических стеклоподъемников и электропривода антенны в СССР начала 60-х казалось чудом. При создании автоматической коробки передач пригодился опыт разработки аналогичного агрегата «Волги», правда, невысокая производительность цеха гидромеханических передач ГАЗа вынудила пожертвовать производством автоматических коробок ГАЗ-21 ради обеспечения изготовления необходимого количества коробок ГАЗ-13.

В 1958 году предсерийный автомобиль «Чайка» вместе с «Волгой» и «Москвичом» экспонировали на Всемирной выставке в Брюсселе. Согласно заводским данным, первый серийный ГАЗ-13 выпущен 16 января 1959 года. Через два с небольшим года, во время встречи Первого космонавта Юрия Гагарина, «Чайки» уже были достаточно распространены в Гараже Особого назначения ГОН, автобазе Министерства обороны, предприятиях обслуживавших различные министерства и ведомства. Колонны «Чаек» были сформированы на автобазах Академии наук СССР, ВЦСПС, в ГОНах столиц союзных республик, региональных обкомов КПСС.

Платой за чудеса техники стала достаточно высокая стоимость «Чайки». Расчеты показали, что в случае продажи ГАЗ-13 частным лицам, его розничная цена достигнет 17400 рублей в масштабах денег 1961 года. Цена «Волги» тогда не превышала 5500 рублей. Правительство Н.С.Хрущева, заботясь о так называемой «социальной справедливости», посчитало нецелесообразным разрешать продажу и регистрацию ГАЗ-13 в руки частных лиц. Более того, в 1964 году последовало решение приостановить выпуск автомобилей «Чайка». К счастью, пришедший к власти Л.И.Брежнев отдал распоряжение возобновить производство ГАЗ-13, и оно уже не останавливалось до освоения новой «Чайки» ГАЗ-14.

Однако, продажа «Чаек» частным лицам так и не была разрешена. Вопреки легендам, собственных ГАЗ-13 у космонавтов не было - они только могли воспользоваться служебной «Чайкой» из гаража Министерства обороны. Установлено, что в начале 70-х маршалу Георгию Жукову заменили прикрепленный автомобиль - ЗИС-110 на ГАЗ-13. Наличие частных ГАЗ-13 у Михаила Шолохова и Галины Улановой не подтверждается базой данных регистрации транспортных средств ГАИ - эти знаменитые люди появлялись публично на «Чайках» из государственных гаражей (например, специализировавшейся на VIP-обслуживании московской Автобазы №12, впоследствии Первого автокомбината). Приезжавших в столицу СССР звезд иностранного кино и эстрады обслуживало то же самое транспортное предприятие. Также «Чайки» использовались в гаражах посольств разных государств, чаще всего в качестве парадной машины посла, определенное количество таких автомобилей поставлялось на экспорт, прежде всего, в социалистические страны.

Однако транспортники, эксплуатировавшие «Чайки», в годы правления Л.И.Брежнева получили официальное разрешение извлекать прибыль, используя автомобили ГАЗ-13 для обслуживания свадеб. Заказы осуществлялись через систему «Трасагентства». Таким образом, в качестве пассажиров горьковских представительских автомобилей оказались обычные граждане страны, не имевшие отношения к структурам власти и публичным профессиям. Первый автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 был зарегистрирован в ГАИ как собственность частного лица только в годы перестройки.

В 1977 году завод освоил новую модель - «Чайку» второго поколения ГАЗ-14. Но заказы от предприятий и организаций на ГАЗ-13 поступали еще несколько лет, и официально первую «Чайку» сняли с производства только в 1981 году. Через несколько лет после прекращения выпуска, в середине 80-х на заводе из запаса запчастей собрали самый последний экземпляр «Чайки» ГАЗ-13 специально для Музея истории и трудовой славы ГАЗа.


Фотогалерея


Техническая характеристика

Число мест 7
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, V-образный
Количество цилиндров 8
Мощность двигателя 195л.с. при 4400 об/мин
Максимальная скорость 160 км/ч
Снаряженная масса 2 100 кг
Расход топлива 14л / 100км



Поделитесь с друзьями: