предыдущая версия сайта

Гаубица М-30 122-мм

Вооружения (учебные макеты)
Гаубица М-30 122-мм
122-мм гаубица образца 1938 г. М-30
Годы выпуска: 1939-1955
Выпущено: 19 266 единиц
 
Для поддержки действий стрелковых дивизий требовалась дивизионная артиллерия, способная в случае необходимости подавить вражеские батареи. На основе опыта Первой мировой войны в СССР в 30-е годы были созданы новые артсистемы повышенной дальности и точности стрельбы. В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.
 
Опытный образец гаубицы, обозначенной М-30, поступил на государственные испытания в сентябре 1938 года. Год спустя орудие было принято на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» и запущено в массовое производство. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.
 
М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.
 
Конструкция лафета гаубицы позволяла вести огонь с большим углом возвышения. На лафете крепились гидравлический тормоз отката, подъемный секторный механизм, поворотный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с подрессоренным передком, раздвижные станины и щитовое прикрытие. Поршневой затвор открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром.
 
«Гаубица М-30 может применяться для борьбы с танками, САУ и другими бронированными машинами», - говорилось в наставлении к М-30. Тяжелый снаряд  М-30 при попадании в танк, даже не пробивая брони, нередко вызывал детонацию боекомплекта внутри бронированной коробки.
 
По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Фотогалерея


Техническая характеристика

Боевая масса   2.36-2.5 т
Боевой расчет    8 чел.
Габариты   5900 (8600 с передком) х1975х1820 мм
Длина ствола    2800 мм
Калибр    121.92 мм
Масса снаряда:
- осколочно-фугасный
- кумулятивный
 
 3.76 кг
 2.18 кг
Начальная скорость снаряда:
- осколочно-фугасный
- кумулятивный
 
 515 м/с
 570 м/с
Скорострельность   5-6 выст./мин
Максимальная дальность стрельбы:
- осколочно-фугасный
- кумулятивный
 
 4.0 км
 11.8 км
Время перевода гаубицы из походного положения в боевое   1.0 -1.5 мин
Максимальная скорость транспортировки по шоссе  50 км/ч


Поделитесь с друзьями:

Наша почта: 
gvtm@mail.ru