предыдущая версия сайта

Самоходно-артиллерийская установка Sturmgeschütz 40 Ausf G

Вооружения (учебные макеты)
Самоходно-артиллерийская установка Sturmgeschütz 40 Ausf G
Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий, созданная на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и была самой массовой самоходной артсистемой вермахта.
 
Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм».
 
Началом истории самоходной артиллерии вермахта считается 1935 год, когда генерал-майор Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты.
 
После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 года Германское верховное командование приняло решение о проектировании подвижных бронированных САУ поддержки пехоты. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от огня противника, а полная ее высота не должна превышать рост среднего солдата. 
 
Разработкой ходовой части и бронекоробки новой САУ занималась Daimler-Benz, для этого фирма использовала шасси нового среднего танка PzKpfw III, а орудие с маской поставил Крупп. Первые пять прототипов («нулевая партия») были произведены уже в 1937 году на шасси PzKpfw III модификации "B". В низкопрофильной цельнобронированной невращающейся боевой рубке размещалась короткоствольная 75-мм пушка Sturmkanone 37 L/24 (StuK 37 L/24) с ограниченными углами наведения по горизонтали. Двигатель Maybach HL 108TR, мощностью 250 л.с. позволял САУ развивать скорость до 25-28 км/ч. 

В феврале 1940 года из ворот фирмы Daimler-Benz вышла первая серия из 30 штурмовых орудий, получивших название «Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz 7.5 cm Kanone (SdKfz 142)», или «7.5 cm Sturmgeschütz III Ausf A» (сокращенно StuG III Ausf A). Главным отличием серийных машин от прототипа было использование в качестве базы несколько видоизмененного шасси, корпуса и силовых агрегатов танка PzKpfz III Ausf F. Так же было усилено бронирование маски пушки, рубки в лобовой части и лобовой части кабины механика-водителя до 50 мм. Толщина бортовой брони составила 30 мм и крыши рубки – 11 мм. С левой стороны рубки, на надгусеничной полке, был расположен бронированный ящик с ультратоковой радиостанцией. Благодаря этому StuG III Ausf A был прекрасно забронирован от огня, существовавшей на то время противотанковой артиллерии.

Осенью 1940 года головным изготовителем штурмовых орудий стала фирма Alkett (сокр. от нем. Altmärkische Kettenfabrik – подразделение компании Rheinmetall-Borsig AG, основанное в восточном районе Берлина – Шпандау, в 1937 году). Особенностью данной серии было то, что в качестве ходовой части использовалось шасси линейного танка PzKpfz III Ausf G, к которому крепилась боевая рубка от StuG III Ausf A. Данная модификация получила название «StuG III Ausf В». Последние машины из выпуска данной модификации приняли участие в боевых действиях под Сталинградом. После 1943 года, выходящие из ремонта САУ ранних модификаций переделывались в транспортеры боеприпасов и ремонто-эвакуационные машины, несколько StuG III Ausf В поступили в Артиллерийскую школу.

Следующий, 1941 год, привнес в модельный ряд самоходных установок еще     несколько модификаций:

- StuG III Ausf С – с монолитным лобовым листом рубки и выведенным наружу  через специальное отверстие в крыше панорамным орудийным прицелом;
- StuG III Ausf D – с электро звонком у правого уха механика-водителя, для подачи сигналов командиром, и с закаленными лобовыми деталями брони;
- StuG III Ausf E (последняя короткоствольная модификация с 75-мм орудием) –командирская машина, оборудованная двумя радиостанциями дальнего действия и антенной, так же дополнительно оснащенная 7.92-мм пулеметом MG-34.

Бои на территории Советского Союза показали малую эффективность короткоствольных орудий против брони советских танков. Быстрый рост количества новых  танков Красной армии и повышение боевого искусства танкистов остро ставили вопрос перед германскими войсками об увеличении эффективности противотанковых средств. 28 сентября 1941 года Гитлер специальным приказом потребовал увеличения мощности вооружения танков и самоходных орудий вермахта. Согласно приказу все стоящие на вооружении бронетаковые средства должны были получить длинноствольные орудия. Для крупносерийного производства из предложенных длинноствольных пушек фирм Krupp и StuK 40L/43 фирмы Rheinmetall-Borsing предпочтение отдали последней. Машина вошла в серию в марте 1942 года и получила обозначение Sturmgeschütz 40 Ausf F. С длинноствольным орудием StuG 40 оказались более пригодными в качестве истребителей танков, в то время как их ценность в качестве САУ поддержки резко уменьшилось. 

Заключительная модель – «Sturmgeschütz 40 Ausf G», увидела свет в 1943 году и серийно производилась до окончания войны. Неся орудие с длиной ствола до 48 калибров, она отличалась от предшественников новой формой боевой рубки, наличием командирской башенки, увеличенным боекомплектом орудия и рядом других усовершенствований, призванных упростить процесс серийного производства. Первые машины еще несли 50-мм лобовую броню, однако уже к лету 1943 года она была усилена навесными плитами толщиной 30 мм. Позднее лобовая броня штурмовых  орудий изготавливалась уже из гомогенных броневых листов толщиной 81 мм. Многие машины так же получили бортовые навесные экраны как средство защиты от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей. Некоторое количество StuG 40 Ausf G, выпущенных в 1943 году, имели ходовую часть линейного танка PzKpfz III Ausf M, которые к тому времени уже снимались с вооружения. В это же время массовый характер приобрело перевооружение оставшихся в войсках штурмовых орудий прежних выпусков длинноствольной пушкой StuK 40, что уравнивало их возможности с новыми модификациями. Бронекоропус и рубка в этих САУ оставались прежними. С лета 1943 года на серийных StuG 40 Ausf G стали наносить антимагнитное покрытие – «циммерит», предназначенное для защиты от магнитных кумулятивных боеприпасов.

С 1944 года в войска начали поступать штурмовые орудия с новой обтекаемой формой маски орудия. За характерные обводы эта форма маски получи название «Saukopf» (пятачок).

Удачные технические решения, заложенные в штурмовом орудии, послужили гарантией его долгосрочного существования и явились источником для подражания при создании аналогичных самоходных артсистем в других странах. «StuG III» в годы войны стал наряду с танком PzKpfw IV «рабочей лошадью» сухопутных сил вермахта.

Все машины из серии Sturmgeshutz были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82.5 тысяч марок, в то время как PzKpfw III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Sturmgeschütz III, стоил 12 тысяч марок).

Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях, в т.ч. StuG 40 Ausf G более 8100 шт. поставлялся по экспорту в Румынию, Болгарию, Венгрию, Италию и Финляндию. Трофейные САУ использовались в Англо-Американских войсках, Сирии и вооруженных силах Советского Союза. Главной причиной активного использования самоходки в Красной армии – весьма неплохие боевые характеристики.

StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования. Несмотря на то что, она проектировалась как САУ поддержки, наибольшую роль во Второй мировой войне ей довелось сыграть как истребителю танков.

История музейного StuG III Ausf G началась в феврале 1943 года, когда он в числе первых 400 танков новой модели сошел с конвейера фирмы Alkett. Боевое крещение для этой САУ прошло в феврале-мае 1943 года в составе 2-го танкового корпуса СС (II. SS-Panzerkorps) в сражениях под Харьковом. Поскольку бои в районе  Харькова носили маневренный характер и не переходили в уличные поединки за каждый дом, потери армии были сравнительно небольшими.

Следующим боевым шагом для Штуг III в составе 1-ой танковой дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (элитное формирование войск СС, созданное на базе личной охраны А. Гитлера) 2-го танкового корпуса СС стало участие в сражениях в ходе оборонительной фазы Курской битвы (операции «Цитадель»), а именно участие в сражении под Прохоровкой, продолжавшееся с 10 по 16 июля 1943 года.

Сражение под Прохоровкой – южный фас Курской дуги в полосе Воронежского фронта, в районе станции Прохоровка на территории совхоза Октябрьский (Белгородская область РСФСР) – некоторыми представителями Генштаба ВС СССР считается одним из крупнейших в военной истории сражением с применением бронетанковых сил. Непосредственное командование танковыми соединениями во время сражения осуществляли генерал-лейтенант Павел Ротмистров с советской стороны и оберстгруппенфюрер СС Пауль Хауссер – с немецкой.

За пять дней сражений противник прорвал две линии долговременных укреплении советских войск, главную и вторую, и вышедший на шестой день к третьей, тыловой, линии в 10 км юго-западнее железнодорожной станции Прохоровка. Кульминация сражения пришлась на 12 июля 1943 года.

В ходе этого столкновения снарядом из советского орудия и был выведен из строя представленный StuG III Ausf G. Отступая, немецкие солдаты заложили взрывчатку под самоходку, брошенную на дороге. В результате взрыва трансмиссия и корпус САУ были разорваны на части.

Спустя почти 60 лет, в 2007 году, поисковым отрядом были найдены останки штурмового орудия, а в 2010 году их передали в музей. Башня, катки, ленты свернутых гусениц разместили на смотровой площадке Военно-технического музея.

В апреле 2014 года был начат проект по восстановлению САУ. Детальный анализ конструкции, фрагментов имеющихся в наличии, изучение технической литературы станет лишь первой ступенью на пути достижения цели. Поиск заводов для изготовления недостающих деталей и агрегатов, их транспортировка и примерка стал второй базовой ступенью. Разбраковка деталей, их повторная примерка и установка дали процессу восстановления положительные результаты. И лишь спустя три года, в 2017, заново восстановленный 73-летний Штурмгешутц предстал перед посетителями музея в полноценном виде.

Фотогалерея


Техническая характеристика

Экипаж    4 чел.
Габаритные размеры    6770х2950х2160 мм
Дорожный просвет   390 мм
Двигатель  дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, Maybach HL 120TRM                              
Мощность   300 л.с.
Боевая масса   23.9 т
Вооружение:
- главный калибр
- пулемет
 
 75-мм StuK 40
 1 × 7,9-мм MG34
Бронирование:
- корпус
- башня
- крыша/днище 
 
 30-80 мм
 30-80 мм
 11-19 мм
Максимальная скорость движения по шоссе  40 км/ч 
Запас хода по шоссе/ пересеченной местности   155/ 95 км


Поделитесь с друзьями:

Наша почта: 
mk_gvtm@mosreg.ru