предыдущая версия сайта

Horch 830 BL Pulman Limousine

Гражданские автомобили
Horch 830 BL Pulman Limousine
Август Хорьх по праву считается одним из самых знаменитых автомобильных магнатов Германии. Он основал свое автомобилестроительное предприятие на рубеже XIX-XX веков, когда открыл подряд три автозавода: сначала в окрестностях Кельна, затем в восточных землях Саксонии - в Райхенбахе и Цвиккау. Именно завод в Цвиккау стал впоследствии основным производителем автомобилей марки Horch. Однако, в 1909 году из-за конфликта с акционерами, Август Хорьх был вынужден уйти со своей фирмы. Но вскоре он основал новое предприятие в том же Цвиккау, названное Audi - этот бренд был переводом с немецкого на латынь слова «Хорьх» - «слушать».

Следующие два десятилетия с лишним фирма Horch развивалась независимо от своего основателя. После Первой мировой войны она сосредоточилась на производстве дорогих автомобилей высокого класса, уже в 20-х годах внедрив на них 8-цилиндровые двигатели. Экономический кризис начала 30-х для Германии завершился приходом к власти нацистов, а для фирмы Horch он ознаменовался тремя значимыми событиями. Во-первых, в 1932 году эта компания стала частью автомобилестроительного концерна Auto Union, в которую помимо Horch вошли Audi, Wanderer и DKW. Во-вторых, в совет директоров фирмы Horch вернулся постаревший Август Хорьх. В-третьих, на главном в Германии Берлинском автосалоне в 1933 году появилась новая серия моделей 830, ставшая первым в Европе автомобилем с V-образным 8-цилиндровым двигателем.

Horch 830 не считался топ-моделью фирмы. В 30-е годы в модельный ряд Horch вошли значительно более престижные серии: 853, 950, 951. В то же время массово выпускались автомобили, занимавшие в иерархии место ниже 830-х - серия 930. Гражданские версии модели 830 уже к середине 30-х получили независимую подвеску всех колес - переднюю на поперечной рессоре, заднюю - на двух продольных рессорах. Тормоза были прогрессивные для 30-х годов гидравлические. В 1935 году появились машины с индексом BL, обозначавшим удлиненную с 3200 до 3500 мм колесную базу. За годы выпуска автомобили Horch 830 оснащались четырьмя основными модификациями V-образного двигателя. В первые годы предлагалось два мотора - 3004 см3 70 л.с. и 3249 см3 75 л.с. В 1937 году к ним добавился более мощный 3492 см3 82 л.с. и, наконец, в 1938-м появился самый солидный двигатель 3823 см3 92 л.с.

Не очень высокий, на первый взгляд, показатель мощности компенсировался высоким крутящим моментом на низких оборотах, необходимым для уверенного разгона тяжелого автомобиля. Существовали варианты с одним и двумя карбюраторами. Интересной особенностью трансмиссии модели 830 можно считать коробку передач ZF с планетарным механизмом повышающих передач, который в США зовут «овердрайвом». В результате, при штатных четырех передачах, автомобиль получал целых 8 передач переднего хода.

25 июля 1937 года в торжественной обстановке с украшенного нацистскими знаменами конвейера в Цвиккау сошел 25-тысячный Horch с восьмицилиндровым двигателем, правда, боле дорогой модели 853. На шасси 830, 830BK и 830BL устанавливали различные кузова, как стандартные, выпущенные самой фирмой Horch так и заказные, изготовленные другими производителями.

Стандартный кузов Pullman-Limousine считался одним из самых востребованных на рынке дорогих автомобилей 30-х годов типов. Это был высокий закрытый кузов с тремя рядами сидений - между передним и задним диванами находилось два откидных стула-страпонтена. Кабину водителя и переднего пассажира от задней части салона отделяла стеклянная перегородка. Применительно к компоновке шасси Horch 830 BL такой кузов устанавливался, занимая все пространство до конца заднего свеса, и места для багажника не оставалось. Задний пассажирский диван располагался у самой задней стенки кузова. Для перевозки багажа служила откидная решетка снаружи над задним бампером. Два запасных колеса располагались на передних крыльях. Это был типичный для кузовостроения 30-х годов набор конструктивных решений. Подобные кузова были распространены на других моделях Horch, европейских и американских автомобилях высокого класса. Передний диван и дверные карты обивали кожей, а материалом обшивки задних сидений, дверей и других поверхностей пассажирского помещения служило дорогое сукно.  На исходе 30-х годов  Horch 830 BL со стандартным кузовом Pullman-Limousine стоил 10150 рейхсмарок. Для сравнения, седан Mercedes-Benz с кузовом серии W143, известный в нашей стране, как «Мерседес Штирлица», стоил почти вдвое дешевле - 5675 рейхсмарок.

В период Второй мировой войны немало машин Horch высокого класса было мобилизовано у частных владельцев для обслуживания командования Вермахта. Значительное количество автомобилей этой марки захвачено Красной армией в виде трофеев. После Великой Отечественной войны лимузины Horch работали в гаражах Министерства обороны, Министерств внутренних дел и государственной безопасности СССР, на автобазах, обслуживавших партийные, советские и другие административные органы. На них ездили генералы, маршалы, секретари горкомов и обкомов, директора заводов. После освоения производства отечественного автомобиля ЗИМ ГАЗ-12 трофейные лимузины начали массово списывать с государственных автобаз, и они продавались частным владельцам, обычно тоже занимавшим высокое положение в обществе. Оригинальные узлы этих автомобилей приходили в негодность, и нередко заменялись деталями советских автомобилей. Так, ширина Horch 830, примерно равная 1,8-1,85 м позволяла устанавливать на них мосты Горьковского автозавода, а под капот входили двигатели от ГАЗ-51, ГАЗ-12, «Волги». Поэтому уже в 70-е годы довоенный «Хорьх» в оригинальной комплектации стал в СССР большой редкостью.    

Фотогалерея


Техническая характеристика

Число мест 7
Габаритные размеры, мм нет данных
Колесная база, мм 3350
Двигатель Бензиновый карбюраторный, восьмицилиндровый V-образный
Рабочий объем, см3 3492
Мощность 75 л.с. при 2800 об/мин
Снаряженная масса, кг  1950
Максимальная скорость, км/ч 120
Расход топлива 20 л/100 км


Поделитесь с друзьями: