предыдущая версия сайта

ГАЗ-ММ с зенитной установкой

Военная техника
ГАЗ-ММ с зенитной установкой
К 1938 году инженеры ГАЗа под руководством Ведущего конструктора Владимира Михайловича Кудрявцева подготовили модернизацию массово выпускаемой «полуторки», после которой заводской индекс изменился с ГАЗ-АА на ГАЗ-ММ. Прежде всего, увеличили мощность двигателя с 40 до 50 л.с. По этому параметру грузовик сравнялся с новым тогда легковым автомобилем ГАЗ-М1. Но двигатели ГАЗ-ММ и ГАЗ-М1 не были одинаковыми. У грузовика по-прежнему не было бензонасоса - компоновка с встроенным в моторный щит бензобаком осталась прежняя, и насос просто не требовался в отличие от ГАЗ-М1, у которого бензобак находился в заднем свесе рамы, и обойтись без насоса было никак нельзя. У грузового двигателя остался более простой карбюратор, отсутствовал масляный воздухоочиститель. Также ГАЗ-ММ оснастили усиленными передней подвеской и рулевым управлением. Внешне ГАЗ-ММ довоенного выпуска не отличался от предшественника.

С началом войны горьковскую полуторку упрощали, исключая по возможности трудоемкие и материалоемкие узлы. На смену «цивильным» штампованным крыльям пришли простейшие, выкроенные и согнутые из листа кровельного железа. Подножки стали деревянными из пары обычных досок. Исчезла правая фара, верх кабины выполнили из брезента. На сложных фронтовых дорогах и с учетом невысоких средних скоростей, небольшой потерей был признан отказ от передних тормозов - некоторые шоферы и до войны управлялись со значительно более тяжелыми грузовиками Ярославского автозавода, у которых тормоза присутствовали только на заднем мосту. Наконец, в 1942 году под сокращение попали двери кабины - справа и слева от сиденья остались только небольшие бортики, мешавшие водителю и пассажиру выпасть на повороте. Зато в случае опасности стало легко выскочить из машины. Наконец, заметно изменилась стандартная бортовая платформа. Чтобы исключить лишние замки и петли, боковые борта сделали не откидывающимися.

Специального индекса упрощенные полуторки не несли - тогда не до того было. Встречающееся в современных источниках обозначение ГАЗ-ММ-В в документах военного времени не применялось - это домысел современных историков. В 1944 году кабине вернули двери, но их теперь изготавливали из дерева. К концу войны снова появились две фары, но вместо довоенной «оптики» типа  Ford A начали применять уменьшенные фары с корпусами от ГАЗ-67Б. Передние тормоза возвратили после войны, а крыша кабины так и осталась брезентовой до конца выпуска.

Кроме бортовых машин общего назначения, серийно производилось много «полуторок» со специальными кузовами различного назначения, которые обычно изготавливал и монтировал не ГАЗ, а другие предприятия.

Использовались ГАЗ-ММ и в качестве носителей вооружения. Один из таких автомобилей представлен в экспозиции Музея. В стандартном кузове «полуторки» для войск ПВО монтировали зенитную установку из четырех пулеметов «Максим», так называемую «счетверенку». Так как пулемету этой системы постоянно требовалась вода для охлаждения ствола, в комплектацию машины со «счетверенкой» входил насос, а в боевом расчете помимо стрелка, служил красноармеец, чьей обязанностью было во время стрельбы вращать рукоятку насоса, качавшего воду, охлаждавшую все четыре ствола «Максимов». Вооруженные такими установками грузовики применялись для обстрела низко летящих самолетов противника и представляли для них существенную угрозу.  

Фотогалерея


Техническая характеристика

Грузоподъемность 1500 кг
Габаритные размеры, мм 5335х2030х1870
Колесная база, мм 3340
Двигатель Бензиновый,карбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный ГАЗ-М
Коробка передач 4-ступенчатая
Рабочий объем, см3 3285
Мощность 50 л.с.
Снаряженная масса, кг  1750
Максимальная скорость, км/ч 70
Расход топлива 19.5 л / 100 км
 
Техническая характеристика зенитной установки «Максим»
 
Длина ствола, мм 721
Прицельная дальность, м 3000
Калибр, мм 7,62
Емкость пулеметных лент 1000 патронов
Скорострельность 600 выстр./мин
Начальная скорость пули 740 м/с
Дальность полета пули 5 000 м
Вес патрона 41.2 г


Поделитесь с друзьями: