предыдущая версия сайта

Hotchkiss W15T

Военная техника
Hotchkiss W15T
Гражданин США Бенджамин Беркли Гочкисс основал во Франции оружейную фирму Hotchkiss. Во второй половине XIX века она стала мощным и знаменитым производителем артиллерийских орудий и боеприпасов, а сам Гочкисс заслужил славу «пушечного короля» и одного из самых богатых людей в мире. Он ушел из жизни накануне века автомобилей - в 1885 году. В первые годы ХХ века заводы Hotchkiss освоили выпуск сначала автомобильных деталей, а затем - комплектных автомобилей. Для них придумали характерную эмблему в виде двух скрещенных стволов пушек и ядра внизу. До и после Первой мировой воины на автозаводе в Сент-Дени компания выпускала легковые автомобили высокого (но не представительского) класса и спортивные машины. В их разработке принимали участие английские конструкторы. Машины Hotchkiss считались добротными и надежными, были годы, когда выпуск автомобилей приносил компании более высокую прибыль, чем производство вооружений. В 30-х спортсмены на «Гочкиссах» несколько раз выигрывали Главный приз престижного европейского ралли «Монте Карло». Также в 30-е годы в производственной программе появились грузовики.

Но модель артиллерийского тягача  W15T хотя и выпускалась на заводе Гочкисса, была разработана другой французской компанией. Этот полноприводный шестиколесный автомобиль - детище конструкторов фирмы Laffly из Аньера и Булони. Ее основал Александр Лаффли примерно тогда же, когда Гочкисс открыл свое пушечное предприятие. Только Laffly специализировалась на мирной продукции - паровых катках. К автомобилям она обратилась в 1912 году. Наибольшую известность Laffly принесли подметально-уборочные и пожарные автомобили, хотя эту марку носили также грузовики грузоподъемностью от 3 до 7 тонн. Машины отличались двухтактными дизелями редкой конструкции с двумя поршнями в одном цилиндре, движущимися в противоположные стороны. В 1933 году 5-тонный автомобиль «Сахара» стал звездой африканского рейда от Парижа до столицы государства Чад и обратно (обратим внимание - это случилось одновременно с Кара-Кумским пробегом в СССР). Также в 30-х появились большегрузные Laffly для дальнобойных магистральных перевозок. Но для достижения устойчивого положения на рынке, администрация Laffly искала сотрудничества с военными заказчиками. Поэтому во второй половине десятилетия фирма предложила необычную конструкцию армейского автомобиля повышенной проходимости.

Легкий тягач W15T, как и более тяжелые внедорожные машины Laffly, выделялся шасси с бортовой схемой трансмиссии. Двигатель располагался впереди оси передних колес, поэтому капот казался непривычно длинным. За ним устанавливалась 4-ступенчатая механическая коробка передач, позади нее - раздаточная коробка с демультипликатором. А далее начиналось необычное. Вездеходы Laffly отличал раздельный привод от силового агрегата к колесам левой и правой сторон. Силовой поток передавался карданными валами к коническим шестеренчатым передачам, а от них - полуосями на колеса. По левой стороне шел один ряд валов, редукторов и полуосей, а по правой - другой. Так как раздаточная коробка находилась позади оси передних колес, карданные валы на передние колеса выходили из картера раздатки вперед по ходу машины, а карданные валы к средним и задним колесам выходили из того же картера назад. Редукторы средних колес, соответственно, были проходные.

Отсутствовали привычные мосты и дифференциалы, правые и левые колеса ничего не связывало между собой. Единственный на всю машину дифференциал встраивался в раздаточную коробку. При обычной мостовой схеме трансмиссии для создания аналогичного полного привода потребовалось бы как минимум три блокируемых дифференциала, то есть на два больше.

Редукторы и шедшие от них к колесам полуоси были встроены в качающиеся вильчатые рычаги независимой подвески. Рычаги могли отклоняться на 15 градусов вверх и вниз, обеспечивая автомобилю выдающуюся приспосабливаемость к рельефу местности. Колея у каждой из трех пар колес была различная. Для передней пары колес упругим элементом подвески служили пружины, для средней и задней пар - рессоры. Длинный нос машины уменьшал до ничтожных 24о угол въезда, зато на передний край рамы устанавливались небольшие пневматические катки, позволявшие штурмовать любой холм, не зацепив его радиатором или картером двигателя.

Проходимость автомобиля получилась феноменальная, так как из-за гибкости подвески машина преодолевала любой сложный рельеф местности почти без диагональных вывешиваний. На ступицах колес предусматривались кронштейны для одевания цепей. Но в мировом автомобилестроении подобная схема шасси не прижилась. Для гражданского автомобиля получаются неприемлемые устойчивость и управляемость на высокой скорости - все время «плавают» углы установки колес. Для военной машины, которая может позволить себе езду со скоростью не выше 50 км/ч, такая схема излишне сложная, с большим количеством требующих частого ремонта узлов. Она заметно снижает «живучесть» автомобиля на поле боя. Более-менее похожая схема ходовой части дожила до XXI века только на чешских большегрузных автомобилях Tatra.

Самой консервативной системой автомобиля W15T следует признать тормоза. Они были типичные для 30-х и более ранних десятилетий, полностью механические, безо всякой гидравлики, с системой тяг и рычагов. Однако работу водителя должно было облегчить наличие двух вакуумных усилителей. Зато руль французского внедорожника никакими усилителями не оснащался.

Компании Laffly, как и многим подрядчикам армии, не хватало производственных возможностей, чтобы в полной мере выполнить заказ военного ведомства. Не спасло даже наличие двух автозаводов в Аньере и Булони. Поэтому, начиная с 2 сентября 1939 года, фирма Hotchkiss стала крупнейшим партнером Laffly, взяв на себя производство машин с колесной формулой 6x6. Легкий W15T получил бензиновый карбюраторный двигатель от легкового автомобиля Hotchkiss-486. Мотор был простой и традиционный, хотя верхнеклапанный газораспределительный механизм в 30-е годы считался передовым решением. Необычной получилась только система охлаждения. Радиатор выполнен в виде 12 независимых блоков, которые в случае их повреждения могут быть отключены от системы. Краники этих блоков представляют собой латунные гайки, расположенные в верхнем и нижнем бачке каждой секции. Результатом использования такой схемы стала повышенная живучесть машины на поле боя, но при этом сама конструкция опять же получилась слишком сложной и мало пригодной для массового производства.

Итак, мотор Hotchkiss-486 обладал меньшими рабочим объемом и мощностью, чем появившиеся позднее двигатели советских легковых автомобилей «Волга» и УАЗ. По габаритам тягач W15T не крупнее малотоннажного развозного автомобиля. Но при этом он получился очень тяжелым. Снаряженная масса более 3,3 тонны сопоставима с аналогичным показателем серьезного грузовика, например советского ГАЗ-53А. Из-за невысокой грузоподъемности, полная масса тягача W15T примерно на полтонны меньше, чем у ГАЗ-51. Избыточная собственная масса при недостатке грузоподъемности, конечно же, еще одна плата за конструкторские изыски. Кстати, перед войной во Франции к производству машин типа W15T подключился еще один мощный производитель - Citroen. Его версия артиллерийского тягача отличалась собственным «ситроеновским» двигателем от легкового автомобиля 11CV из знаменитого семейства Tracsion avant.

Чтобы объяснить, почему конструкторы фирмы Laffly пошли на создание такого необычного автомобиля, можно предположить, что французские военные, выдававшие техническое задание, предполагали использовать такие тягачи для буксировки орудий по изрытой воронками и окопами местности, возможно даже вдоль линии фронта. Потребность в транспортных средствах для таких перевозок определялась опытом боевых действий Первой мировой войны. Генералы снова готовились к прошедшей войне. Во Вторую мировую потребовались совсем иные автомобили - простые, легкие с обычной мостовой трансмиссией.

Фирмы Hotchkiss и Laffly пережили Вторую мировую войну. Эти марки ушли с автомобильного рынка в 50-е годы, во времена кризиса французской автомобильной промышленности, обернувшегося поглощением мелких и средних производителей концернами-гигантами.

Фотогалерея


Техническая характеристика

Экипаж 7 человек
Грузоподъемность, кг 1200
Габаритные размеры, мм 4790х1895х1970
Колесная база, мм 1843х1000
Колея,мм 1520х1483х1479
Дорожный просвет, мм 250
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный Hotchkiss-486 
Рабочий объем, см3 2312
Мощность 65 л.с.
Снаряженная масса, кг  2300
Полная масса, кг 3500
Максимальная скорость, км/ч 45
Расход топлива нет данных


Поделитесь с друзьями: