предыдущая версия сайта

ЯГ-6 автоцистерна

Пожарная техника
ЯГ-6 автоцистерна
Эта пожарная цистерна - уникальный экспонат, гордость Музея. До наших дней сохранились считанные единицы грузовых автомобилей, которые до Великой Отечественной войны выпускал Ярославский автозавод. Пожарный ЯГ-6 стал первым ярославским грузовиком, выставленным в экспозиции автомобильного музея.

Автозавод в Ярославле основал в 1915 году известный российский промышленник, летчик и спортсмен Владимир Александрович Лебедев. Тогда, в годы Первой мировой войны, правительство Российской империи впервые задумалось о необходимости развития отечественного автомобилестроения. Достроить предприятие до Великой Октябрьской социалистической революции не удалось. Советской власти достались пустые заводские цеха, в которых, правда, уже в начале 20-х годов удалось освоить ремонт автомобильной техники. В 1925 году завод выпустил первый грузовик Я-3 грузоподъемностью 3 тонны с двигателем московского завода АМО.

В 20-30-е годы ярославские грузовики считались самыми тяжелыми автомобилями в СССР. Базовая двухосная модель много раз модернизировалась и перерабатывалась, конструкторское бюро завода проектировало  трехосные и даже четырехосные  машины, завод строил самосвалы, шасси для автобусов и специальной техники, в 1936 году было освоено промышленное производство троллейбусов, и даже создан отечественный двухэтажный троллейбус. Военные модификации ярославских машин получили высокую оценку у командования Красной армии. Тем не менее, завод сталкивался с серьезными проблемами. Например, в стране не выпускалось двигателей достаточной мощности, соответствующих реальной грузоподъемности ярославских шасси. На рубеже 20-30-х годов проблему решали поставки иностранных моторов - американских Hercules и немецких Mercedes. После сворачивания НЭПа импорт резко сократился - двигателей Hercules хватало только на немногочисленные трехосные машины. Базовые 5-тонные двухосные грузовики пришлось оснащать 73-сильными двигателями ЗИС-5. Резервов крутящего момента этого шестицилиндрового мотора хватало, чтобы «везти на себе» машину грузоподъемностью 5 тонн, но максимальная скорость падала до 40 км/ч, и резко возрастал расход топлива. Машины не оснащались механизмами передних тормозов, руль без усилителя груженой пятитонки мог вращать только физически сильный шофер. На заводе отсутствовало современное оборудование для кузовного производства, поэтому кабины строили деревянные угловатой формы, а крылья простейшим способом гнули из листа стального проката. Окрашивали машины кистью, масляной краской. Тем не менее, во второй половине 30-х завод стабильно выпускал примерно 2700 автомобилей в год. С 1936 года базовая модель называлась ЯГ-6. Эти грузовики неплохо подходили в качестве шасси для поливальных и пожарных автоцистерн.

В 30-е годы в стране действовало два завода по производству пожарной техники - Миусский завод в Москве и завод «Промет» в Ленинграде. Последний входил в объединение «Тремасс», трест массового производства. Пожарные машины на ярославских шасси строили только в Ленинграде. Помимо «Промета», в создании таких машин участвовал ЛТОГ - Ленинградский трест очистки города, ведавший коммунальным хозяйством.

Небольшие объемы выпуска позволяли строить пожарные машины в различных исполнениях - «линейки», автонасосы, машины с двойной открытой кабиной, комбинированные варианты. Но самым востребованным типом пожарных автомобилей ЯГ все же стали автоцистерны. Именно на ярославском шасси можно было привезти к месту пожара максимальное количество воды, что было жизненно необходимо в районах, удаленных от водопроводной сети и водоемов. Для пожарных и поливальных машин ЯГ в Ленинграде изготавливали одинаковые водобаки. Они отличались типичной для цистерн 30-50-х годов формой усеченного эллипса. Автоцистерна оснащалась центробежным насосом, установленным сзади.

В период блокады Ленинграда городским пожарным командам пришлось в тяжелейших условиях бороться с очагами возгорания, вызванными постоянными бомбардировками города. Часто пожарным командами приходилось спасать уникальные памятники архитектуры. В ночь с 11 на 12 сентября 1941 года подвергся бомбежке торговый порт. Его буквально засыпали бомбами. Около 10 тысяч зажигательных и фугасных бомб немцы сбросили на его территорию. Пожар принял колоссальные размеры. Казалось, обуздать стихию никому не под силу. Невзирая на бомбежки и пулеметный огонь, ленинградцы в течение ночи побороли огненную стихию, предотвратив распространение пожара.  Только за три первых месяца блокады произошло 11 тысяч пожаров. Но ни один пожар не превратился в неуправляемую стихию, уничтожавшую целые кварталы города. За самые сложные первые 4 месяца добровольные пожарные формирования ликвидировали 86,2% всех пожаров и загораний. И так продолжалось все 900 дней и ночей блокады. К сожалению, невозможно установить, сколько человеческих жизней было спасено в дни суровой блокады ленинградскими пожарными, определить даже приблизительную стоимость отвоеванных ими от огня жилых домов, промышленных предприятий, памятников культуры и искусства.

При неработающем городском водопроводе незаменимую роль сыграли вместимость и грузоподъемность автоцистерн на шасси ЯГ-6. Лютой ленинградской зимой пожарных выручала система подогрева воды в цистерне выхлопными газами автомобиля. Выставленная в Музее машина - живой памятник подвигу 9716 человек личного состава Ленинградского гарнизона пожарной охраны, и двум тысячам погибшим за годы блокады пожарным.

А поливальные пожарные автомобили "ЯГ" в конце войны вошли в историю, когда 17 июля 1944 года со стадиона «Динамо» и Московского Ипподрома по Садовому кольцу и другим улицам Москвы до станции «Канатчиково» Московской Окружной железной дороги в присутствии сотен тысяч москвичей войска НКВД прогнали 57 тысяч пленных немецких солдат и офицеров. Позади поверженных захватчиков и оккупантов ехали поливальные машины, символически отмывавшие асфальт после их сапог. Это были автоцистерны на базе грузовиков Ярославского автозавода.  

Выпуск ЯГ-6 продолжался до 1943 года. После войны завод выпускал семейства грузовиков, получивших, наконец, мощные дизели. Двухосные машины ЯАЗ-200 послужили основой грузовиков МАЗ, а трехосные ЯАЗ-210 и ЯАЗ-219 стали родоначальниками семейства КРАЗов. С 1959 года Ярославский завод выпускает лучшие в истории отечественного автомобилестроения дизели серий ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, одинаково пригодные для грузовиков, тракторов, строительной, военной, судовой, железнодорожной техники.

Фотогалерея


Техническая характеристика

Расчет 2 человека
Габаритные размеры, мм 6060х2460х3100 мм
Колесная база, мм 4200
Дорожный просвет, мм 300
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ЗИС-5
Рабочий объем, мм 5555
Мощность 73 л.с
Объем цистерны 5000 литров
Производительность насоса нет данных
Масса в боевой готовности, кг 8500
Максимальная скорость, км/ч 40
Расход топлива 40 л/100 км


Поделитесь с друзьями: