предыдущая версия сайта

ГПМ-54

Пожарная техника
ГПМ-54
Гусеничную пожарную машину ГПМ-54, построенную на шасси танка Т-55, в настоящее время выпускает и предлагает службам пожарной охраны Львовский бронетанково-ремонтный завод. Эта тяжелая бронированная машина предназначена для тушения пожаров высокого класса сложности в экстремальных условиях с помощью воды, воздушно-механической пены и порошка. ГПМ-54 оснащается не только современным противопожарным оборудованием, но и  эффективными средствами защиты экипажа, какими принципиально невозможно оснастить пожарную машину на автомобильном шасси. Из-за типа агрегатной базы ГПМ-54 часто зовут пожарным танком. Основное преимущество пожарного танка перед пожарной машиной - он может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки и полить сверху горящие остатки.

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 была разработана в 1977 году, причем, согласно техническому заданию, она создавалась для тушения лесных пожаров. В самом деле, сидя в бронекорпусе танка, пожарные могут с минимальным риском, заливать огнетушащими средствами горящий лес и, если необходимо, валить бульдозерным отвалом обреченные деревья. Бывают случаи, когда необходимо обрушить горящее здание – его уже не спасти, а дальнейшее распространение огня можно остановить.  [ГПМ 54 3]Но часто такую машину приходится использовать при значительно более серьезных катастрофах. В СМИ не раз появлялась информация о масштабных пожарах на военных складах, когда взрываются тысячи и тысячи снарядов, бомб и ракет. Зрелище устрашающее, масштабы бедствия огромны. И совершенно неудивительно, что обычные пожарные вместе со своими машинами беспомощно стоят и смотрят на происходящее, ожидая пока все повзрывается и выгорит. Нельзя лезть в этот взрывающийся ад на обычных жестяных автомобилях! Но, с другой стороны, что-то делать надо, тем более, что иногда военные склады расположены поблизости от жилья и зданий гражданского назначения. Конечно, эвакуация жителей и сотрудников проводится, но если взрывы боеприпасов уничтожат жилой фонд и другие постройки, ущерб окажется катастрофическим.  Если хоть как-то все это полить водой и спецсредствами, то можно уберечь от подрыва некоторые штабеля что, главное, спасет  окружающие здания. Именно в таких условиях в бой вступают специальные машины, пожарные танки. Кабина ГПМ-54 бронирована и защищает экипаж от пуль и осколков. Толщина бронирования примерно на уровне БТР.

Две пожарных машины ГПМ-54 служили на космодроме «Байконур». Они несли дежурство во время запусков обычных ракет и космических кораблей. Особенно их держали наготове при пуске отечественного корабля многоразового использования «Буран» и его посадки. Командовал машинами ГПМ-54 на Байконуре Александр Александрович Малаховский.

Бронированная кабина находится на том месте, где у танка расположены рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Прямо над кабиной – бронированная емкость для девяти тысяч литров огнетушащих средств. Она тоже нуждается в защите – чтобы если вблизи пожарного танка произойдет взрыв, она не потеряла свою герметичность. Сверху на цистерне стоит лафетный ствол, которым управляет сидящий рядом с механиком-водителем командир экипажа. Он является основным орудием подачи воды или пены. За цистерной – насосно-рукавный отсек с насосом ПН-60Б. Сзади в отсеке предусмотрены катушки для пожарных рукавов. Зачем этой машине нужны рукава, ведь их используют стоящие вне укрытия бойцы, а машина предназначена для работы в таких местах, где человек находиться не может и не должен? Но рукава применяют для заправки цистерны огнетушащими средствами, да и на завершающих стадиях тушения пожара, когда основная опасность уже миновала, можно размотать рукава, чтобы использовать остатки жидкости и пены.

Снизу под насосно-рукавным отсеком у шасси танка расположено моторно-трансмиссионное отделение. На Т-55 12-цилиндровый дизельный двигатель модели В-55 расположен, в отличие от, например, Т-34, поперечно. Крутящий момент на ведущие задние звездочки передают 5-ступенчатая коробка передач, главный фрикцион, планетарные механизмы поворота (ПМП).

Чтобы обеспечить доступ в моторно-трансмиссионное отделение для обслуживания агрегатов, наружный корпус насосно-рукавного отсека откидывается назад, как кузов самосвала, на двух гидравлических телескопических цилиндрах – один находится слева, другой – справа.

Существует модификация ГПМ-54 оснащенная автоматической установкой импульсной подачи распыленной воды - ГПМ-54М. Данная модификация пожарной машины разработана совместно КТЦ и ВНИИПО МЧС России (г. Балашиха).

Фотогалерея


Техническая характеристика

Расчет 2 человека
Габаритные размеры, мм 6340х3270х3700
Двигатель дизельный, V-образный, двенадцатицилиндровый В-55
Рабочий объем, л нет данных
Мощность 580 л.с.
Полная масса, кг 43000
Средняя скорость с полной наргрузкой, км/ч 20
Расход горючего по бездорожью/ по грунтовой дороге 350 л/100 км/300 л/100 км
Максимальная дальность подачи сплошной водяной струи, м 60
Максимальная дальность подачи пенной струи, м 36
Расход воды 40 литров в секунду


Поделитесь с друзьями: