предыдущая версия сайта

Мотопомпа-прицеп ММ-1200

Пожарная техника
Мотопомпа-прицеп ММ-1200
Мотопомпа, это насос, приводимый в действие двигателем внутреннего сгорания. Уже не первое десятилетие выпускаются мотопомпы с двигателем от автомобиля, установленные на небольшом двухколесном одноосном автоприцепе. Буксировать мотопомпу может как пожарная машина на базе грузовика, так и легковой внедорожный автомобиль : ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ.

С помощью мотопомпы можно бороться с небольшими пожарами. Эти устройства применяются в объектовой пожарной охране, добровольных пожарных дружинах, пожарных частях небольших городов и поселков, служат учебной техникой в юношеских пожарных отрядах. В таких частях и подразделениях мотопомпа способна заменить пожарный автомобиль, подавая при необходимости воду или воздушно-механическую пену. Кроме того мотопомпы незаменимы в городских аварийных бригадах, обслуживающих водопровод и канализацию. Помимо тушения пожаров, мотопомпа  предназначена для перекачивания воды, дезактивации зданий, сооружений и техники, откачки воды при затоплении помещений и подвалов, авариях водопроводной сети, наводнениях, промывки и опрессовки теплосетей, полива лесопосадок и газонов. В Музее представлена мотопомпа модели ММ-1200, появившаяся в начале 50-х годов.

Завод «Гидромаш», выпускавший помпу ММ-1200, находится в Мелитополе Запорожской области. Его основали во время Великой Отечественной войны, когда на освобожденной от немецких захватчиков территории  15 ноября 1943 года был организован цех по производству красного кирпича, керосиновых ламп, а также противопожарного оборудования.

Помпа ММ-1200 оснащалась четырехцилиндровым нижнеклапанным двигателем ГАЗ-МК, представлявшим собой упрощенную модификацию мотора «полуторки» ГАЗ-ММ. От базовой модели этот мотор сохранил цилиндро-поршневую группу и головку блока. При этом отсутствовал электрический стартер - двигатель заводился от установленной под дышлом мотопомпы заводной рукоятки. Не было ни водяного насоса, ни радиатора - охлаждающая жидкость циркулировала между блоком цилиндров и охлаждающим баком по термосифонному принципу. Батарейная система зажигания на мотопомпе была заменена на магнето.

Мотор располагался посередине шасси, под капотом. Позади двигателя устанавливался насос ПН-1200 с газоструйным всасывающим аппаратом. Работая, он подавал 1200 литров воды или пены в минуту, отсюда - число в названии насоса и мотопомпы. Насос развивал давление  8 атмосфер при геометрической высоте всасывания 3,5 метра. Но максимальная геометрическая высота всасывания была значительно больше - 7 метров. Чтобы втянуть в насос воду с этих предельных семи метров, уходило 50 секунд.  Передаточное число редуктора составляло 1:2,125.

В крылья прицепа были вмонтированы ящики для рулонов рукавов. Колеса, как и мотор, позаимствованы от «полуторки» ГАЗ-ММ послевоенного выпуска. Помимо ММ-1200 существовали более легкие и компактные переносные мотопомпы производительностью 600 или 800 литров в минуту

Впоследствии Мелитопольский «Гидромаш» перешел на производство мотопомп-прицепов усовершенствованных моделей с двигателями и узлами от более современных отечественных автомобилей. В настоящее время завод, производящий различные типы специализированных машин на шасси грузовиков, предлагает также и мотопомпу ММ-27/100, способную перекачивать 1600 литров в минуту.

Фотогалерея


Техническая характеристика

Габаритные размеры, мм 2700х1800х1300
Дорожный просвет, мм 250
Двигатель Автомобильного типа, бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный ГАЗ-МК
Рабочий объем, см3 3285
Мощность 41 л.с. при 1800 об/мин
Производительность насоса ПН-1200, л/мин 1200
Давление, атмосфер 8
Полная масса, кг 845
Расход топлива 13,5 л/час


Поделитесь с друзьями: