предыдущая версия сайта

Mercedes-Benz L3000 S

Пожарная техника
Mercedes-Benz L3000 S
Летопись  грузовиков марки Mercedes-Benz отсчитывается с 28 июня 1926 года, когда объединились две знаменитые немецкие фирмы, Даймлер Моторен-Гезелльшафт (Daimler-Motoren-Gesellschaft) из Штутгарта и Компания Бенц (Benz und Cie.) из Мангейма. В результате появился концерн Даймлер-Бенц АГ (Daimler -Benz AG), и все автомобили получили «двойную» марку Мерседес-Бенц  (Mercedes-Benz).

После объединения производство на заводах компании было рационализировано, а модельный ряд подвергался постоянному обновлению. Одной из важных инноваций конца 20-х годов стал перевод всех средних и тяжелых грузовиков с бензиновых двигателей на дизели.  И Daimler  и Benz представили самые первые дизельные грузовики еще в 1923-1924 годах. Дизели быстро совершенствовались – аналогичных мощностных показателей удавалось достичь на моторах все меньшего объема. Этому способствовали разработки знаменитой компании Роберта Боша  Bosch: новая форсунка и усовершенствованный процесс предкамерного смесеобразования. Но полностью отработать конструкцию грузовых дизелей, и окончательно заменить  бензиновые двигатели концерну Daimler –Benz  удалось к 1932 году. Все последующие дизели компании, работавшие на низкосортном нефтяном топливе, так называемых тяжелых маслах, получали индекс ОМ - сокращение от «Ольмотор» (Olmotor - масляный или нефтяной двигатель).

С 1932 по 1939 годы фирма Mercedes-Benz постоянно наращивала выпуск грузовиков на заводах в Штутгарте, Гаггенау, Берлине-Мариенфельде, а позже и в Зиндельфингене. Всего за этот период было произведено 69660 коммерческих машин – грузовиков, специальных автомобилей, автобусов и тягачей, не считая автомобилей, предназначенных для военного ведомства. В производственную программу входили машины самых разных классов, от легких до многотонных. Значительный объем выпуска приходился на средние грузовики.  К концу 30-х все грузовые машины Mercedes-Benz, кроме малотоннажных 1,5-тонных, были либо дизельными, либо газогенераторными.  Индекс модели прямо указывал на грузоподъемность шасси.

В конце 30-х годов вступала в действие программа стандартизации автомобильного парка Германии – так называемый «план Шелла»: в производстве сохранялось ограниченное количество моделей, самых совершенных и надёжных, наиболее пригодных для войны. Именно в это время появились новые серии средних грузовиков Mercedes-Benz:  L2000, L2500 и L3000, соответствовавшие требованиям «плана Шелла». Простая надежная и практичная модель Mercedes-Benz  L 3000S стала вторым по популярности немецким грузовиком после Opel Blitz.

В Музее представлена пожарная машина на шасси 3-тонного грузовика Mercedes-Benz  L 3000S, выпущенного в 1943 году. Общая компоновка автомобиля традиционна и даже несколько консервативна. На двухосном шасси со стандартной длиной колесной базы двигатель установлен позади передней оси – это типичная черта машин выпуска до 40-х годов – на более поздних и «продвинутых» грузовиках обычно мотор находится над передней осью, а на других моделях  Mercedes-Benz того же периода двигатель вообще был вынесен за переднюю ось вперед. Силовой агрегат скомпонован довольно компактно. Дизель четырехцилиндровый, атмосферный. Вполне закономерно, что топливная аппаратура (ТНВД, форсунки) носит марку  Bosch. Пятиступенчатая коробка передач установлена прямо в кабине – литой картер выступает из пола между моторным щитом и передним сиденьем. Карданный вал очень длинный, с промежуточной опорой. Тормоза передовые для своего времени – гидравлические, но усилителя нет ни у руля, ни у тормозов. 

Снаружи у L 3000S бросается в глаза огромный радиатор охлаждения двигателя, который украшает знаменитая "Мерседесовская" эмблема-звезда внушительного диаметра. Крылья не просто выгнуты из стального листа, чего вполне хватило бы военному автомобилю, а имеют сложную «дутую» форму. И у бортового грузовика и у пожарной машины крылья устанавливались и спереди и сзади. Особенность пожарного варианта – длинные, от передних до задних крыльев, подножки из цельной доски, обитой по периметру уголком. Фары «по-немецки» установлены на ножках трубчатых кронштейнов.

Пожарный Mercedes-Benz  L 3000S уже обрел закрытую кабину для пожарного расчета, не унифицированную с кабиной бортового автомобиля. Кабина выполнена по типичной для своего времени технологии – деревянный каркас и наружная обшивка из стального листа. Каркас четырех дверей тоже из дерева, вся обшивка внутри из тонкой фанеры. На двери правого пассажира – командира расчета – установлен карман для документов. Водитель и командир сидят на мягком диване, заднее сиденье для бойцов – жесткая лавка из вагонки. Под передним сиденьем  расположен топливный бак. Чтобы открыть горловину и заправить автомобиль, надо сначала снять подушку и занести заправочный пистолет внутрь кабины.

Пожарное оборудование заметно отличается от машин более поздних десятилетий. Позади кабины нет кузова с ящиками и дверцами для инвентаря. Сварная 1000-литровая цистерна эллиптического сечения стоит на раме открыто, а еще более удивительно выглядит не прикрытый никакими кожухами насос в заднем свесе. Насос приводится длинным карданным валом от коробки отбора мощности, совмещенной с коробкой передач. Этот вал проходит над лонжеронами рамы под цистерной и даже имеет промежуточную опору. Рукавная катушка находится над насосом. Она приводится в действие вручную огромной рукояткой, похожей на «кривой стартер» автомобиля тех лет. В транспортном положении рукоятка снимается и вставляется в вертикальную несущую трубу каркаса. На валу рукоятки установлена ведущая звездочка, а от нее привод на катушку осуществляется цепью, похожей на велосипедную. Такая цепная передача – тоже незабываемый элемент внешнего вида этой пожарной машины. Запасное колесо лежит высоко на кронштейне справа над цистерной. Грузовое колесо – не легкое изделие, можно представить себе, какие усилия должен приложить водитель или пожарный, чтобы закинуть его туда.

Музейный Mercedes-Benz  носит бежевую окраску аэродромной пожарной машины  - красный цвет во время войны привлекал бы внимание самолетов противника.

 

Фотогалерея


Техническая характеристика

Расчет 5-6 человек
Габаритные размеры, мм 6715х2240х2585
Колесная база, мм 4185
Двигатель Бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный Daimler-Benz M-169
Рабочий объем, л 4.8
Мощность 75 л.с.
Объем цистерны, л 1000
Снаряженная масса, кг 3690
Максимальная скорость, км/ч 70
Расход топлива 18 л/100 км


Поделитесь с друзьями: